В первый год своей жизни дети растут невероятно стремительно. Таких быстрых темпов развития в последующие годы наблюдаться уже не будет. Каждый день они обучаются чему-то новому. Несмотря на то, что развитие каждого человека индивидуально, существуют общие закономерности, отслеживание соответствия которым позволит родителям не пропустить возможные отклонения и своевременно их скорректировать. Специалистами выработан общий перечень навыков, которыми к определенному возрасту должен овладеть малыш.
Кроме этих нормативов, на контроле педиатра находятся и значения веса и длины тела ребенка. К определенному возрасту малыш достигает определенных параметров.
Чем занимается ребенок в первый месяц жизни
В первый месяц от рождения кроха проходит адаптацию к окружающей действительности, обучается жить вне материнского организма. В этот период малыш:
- почти все время спит – около 20/24 часов;
- много ест.
В это время ребенок нуждается в создании комфортных условий (оптимальной температуры и влажности, своевременном кормлении и переодевании). Кроме того, положительно сказывается на эмоциональном развитии ребенка частое общение с родителями и ношение на руках.
Мышцы у новорожденного еще не развиты, его тело стремится принять то положение, в котором он находился в утробе, поэтому ручки и ножки малыша плотно прижаты к туловищу, кулачки сжаты (гипертонус), могут быть подергивания мышц. В этом возрасте малыш еще не держит головку самостоятельно, поэтому необходимо ее поддерживать. Зрение и слух у детей до месяца слабые: видят они только на расстоянии до 25 см, а на звуки не обращают внимания и не пугаются при громких звуках.
Примерно к месяцу кроха уже может следить глазами и поворачивать головку за яркими предметами. Первым цветом, который могут увидеть малыши, является красный. К концу первого месяца ребенок уже реагирует на звук.
Упражнение для развития малыша до месяца: перемещать игрушку красного цвета примерно в 30 см от личика ребенка в разных направлениях, греметь погремушкой справа и слева от малыша. Так ребенок научится следить глазами за предметами и поворачивать голову на звук.
В течение первого месяца у ребенка сохраняются врожденные рефлексы, которые в норме к четвертому месяцу должны исчезнуть:
- сосательный рефлекс (ребенок сосет предметы, если они оказались у него во рту);
- подошвенный (при проведении пальцем по стопе, малыш отдергивает ножку);
- рефлекс плавания (при помещении малыша в воду в положении на животе ребенок осуществляет плавательные движения);
- рефлекс хватания (при помещения предмета в ручку ребенка, он сжимает кулачок);
- рефлекс поиска (при прикосновении пальцем к щеке малыш губами будет следовать за этим пальцем);
- рефлекс шагания (если поставить ребенка на какую-либо поверхность, — при этом обязательно поддерживая, то он будет переставлять ножки, как бы шагая).
Упражнение для развития малыша: почаще выкладывать на живот, тогда ребенок будет стараться поднять голову, это упражнение тренирует мышцы шеи, плечевого пояса и пресса. Его следует повторять и в более старшем возрасте: так ребенок будет учиться сначала переворачиваться, а затем и ползать.
Что должен делать ребенок в 2 месяца
К тому моменту, как малышу исполняется два месяца, он уже меньше спит, теперь период его активного бодрствования может составлять почти час. Усовершенствуются слух и зрение: ребенок видит уже на расстоянии до 50 см. Уже около 15 минут кроха может проводить наедине с собой, например, рассматривая мобиль над кроваткой.
Навыки, которые осваивает малыш во второй месяц жизни:
- поднимает голову и недолгое время удерживает;
- пытается перевернуться с бока на спину;
- изучает свои руки, — в основном, путем помещения их в рот;
- появляется «комплекс оживления»: ребенок, услышав или увидев, например, маму, сначала замирает, а затем начинает улыбаться и активно двигаться;
- узнает родителей: при их появлении начинает активно шевелиться;
- начинает осознанно улыбаться;
- гулит и прислушивается к собственной «речи».
Упражнение для развития малыша: следует как можно чаще общаться с младенцем, это развивает навык устной речи.
Что должен уметь делать ребенок в 3 месяца
В этом возрасте усовершенствуются полученные ранее навыки:
- ребенок хорошо самостоятельно держит головку;
- приподнимает плечевой пояс из положения на животе;
- может брать предметы в руки, тянуться к предметам;
- изучает свои руки, может интересоваться своими ножками, тянется к ним;
- все попавшие в руки предметы отправляет в рот;
- смеется;
- может повторять мимику родителей;
- длительно гулит.
Что умеет делать 4 месячный ребенок
В возрасте четырех месяцев малыши очень активны:
- хорошо держат головку и лежа, и когда их держат на руках, поворачивают ее на звук, следят за интересующим предметом;
- поднимаются, опираясь на локти, а затем и на ладони из положения лежа на животе;
- обучаются сами переворачиваться и на спину, и на живот, некоторые дети перемещаются при помощи перекатывания;
- учатся ползать;
ВАЖНО! В этом возрасте очень опасно оставлять малыша одного в неотграниченном пространстве, так как он может упасть. Лучше дать ребенку ползать на полу в манеже.
- могут самостоятельно брать игрушки и играть ими;
- узнают своих близких и отличают их от чужих;
- не отпускают от себя маму;
- интересуются своим отражением в зеркале;
- выделяют любимые игрушки;
- лепечут: говорят отдельные слоги.
Чем занимается ребенок в 5 месяцев
В течение пятого месяца жизни малыш совершенствует свои физические умения:
- уверенно самостоятельно поворачивается на спину, на бок, на живот;
- из положения на животе поднимается на выпрямленных руках;
- подготавливается к сидению: лежа на боку, опирается на руку;
- стоит, если поддерживать за подмышки;
- хватает себя за ступни, дотягивает ножки до рта;
- сам играет с различными предметами;
- интересуется книжками с картинками и цветными журналами;
- ярко выражает эмоции;
- страдает при отсутствии внимания.
Упражнение для развития малыша: рассказывать, что нарисовано на картинке, читать ребенку, обучать простым словам. Так формируется речевой навык.
Навыки, осваиваемые малышом в течение первых пяти месяцев жизни можно свести в таблицу:
Месяц | Умения | |
1 | в положении лежа на животе | Повороты головы в стороны |
в положении лежа на спине | Повороты головы в стороны, удерживание рук и ног прижатыми к туловищу | |
двигательный навык | Могут быть отдельные мышечные подергивания, ручки сжаты в кулачки | |
зрение, слух | К концу месяца ребенок реагирует на громкие звуки, видит на расстоянии 25 см | |
эмоциональная сфера | Малыш выражает эмоции только плачем, когда доволен – молчит | |
2 | в положении лежа на животе | Пытается поднимать голову |
в положении лежа на спине | Повороты головы в стороны | |
двигательный навык | Активно двигает ручками и ножками, пытается переворачиваться | |
зрение, слух, речь | Видит на расстоянии 50 см, реагирует на звуки, гулит | |
эмоциональная сфера | Появляется «комплекс оживления», ребенок узнает родителей, осознанно улыбается | |
3 | в положении лежа на животе | Держит голову, приподнимает плечевой пояс |
в положении лежа на спине | Поворачивает голову, рассматривает свои руки | |
двигательный навык | Поворачивается набок, пытается повернуться на спину и живот | |
зрение, слух, речь | Прислушивается к звукам, отвечает гулением | |
эмоциональная сфера | Повторяет мимику родителей, смеется вслух | |
4 | в положении лежа на животе | Хорошо держит голову, поднимается на локтях |
в положении лежа на спине | Поворачивает голову, рассматривает свои руки | |
двигательный навык | Переворачивается, пытается ползти | |
зрение, слух, речь | Говорит отдельные слоги | |
эмоциональная сфера | Есть любимые игрушки, не хочет надолго расставаться с мамой, узнает близких и себя в зеркале | |
5 | в положении лежа на животе | Хорошо держит голову, поднимается на локтях и на прямых руках |
в положении лежа на спине | Протягивает руки за игрушками | |
двигательный навык | Переворачивается, может ползти | |
зрение, слух, речь | Может обучиться простым словам | |
эмоциональная сфера | Капризничает, если не уделяют внимание, улавливает эмоции близких, может сам выражать эмоции |
Важно понимать, что однозначно нельзя сказать, когда именно малыш должен приобрести определенный навык. Для 95 % детей в норме приняты промежутки, в которые закрепляются определенные умения. Эти возрастные «окна» разработаны Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Вот эти промежутки:
Промежуток в месяцах | Умения |
3,8 – 9,2 | Сидение при поддержке |
4,8 – 11,4 | Стояние при поддержке |
5,2 – 13,5 | Ползание |
6,0 – 13,7 | Хождение при поддержке |
6,9 -16,9 | Самостоятельное стояние |
8,2 – 17,6 | Самостоятельная ходьба |
Несмотря на то, что выделены определенные навыки и умения, присущие детям определенного возраста, каждый младенец так же, как и взрослый человек, уникален и развивается в своем собственном темпе. Поэтому, хотя и нужно обращать внимание на развитие навыков своего малыша, но не следует паниковать, если у ребенка что-то еще не выходит. Все обязательно получится!