Умения и навыки ребенка по месяцам

В первый год своей жизни дети растут невероятно стремительно. Таких быстрых темпов развития в последующие годы наблюдаться уже не будет. Каждый день они обучаются чему-то новому. Несмотря на то, что развитие каждого человека индивидуально, существуют общие закономерности, отслеживание соответствия которым позволит родителям не пропустить возможные отклонения и своевременно их скорректировать. Специалистами выработан общий перечень навыков, которыми к определенному возрасту должен овладеть малыш.

Кроме этих нормативов, на контроле педиатра находятся и значения веса и длины тела ребенка. К определенному возрасту малыш достигает определенных параметров.

Чем занимается ребенок в первый месяц жизни

В первый месяц от рождения кроха проходит адаптацию к окружающей действительности, обучается жить вне материнского организма. В этот период малыш:

  • почти все время спит – около 20/24 часов;
  • много ест.

В это время ребенок нуждается в создании комфортных условий (оптимальной температуры и влажности, своевременном кормлении и переодевании). Кроме того, положительно сказывается на эмоциональном развитии ребенка частое общение с родителями и ношение на руках.

Мышцы у новорожденного еще не развиты, его тело стремится принять то положение, в котором он находился в утробе, поэтому ручки и ножки малыша плотно прижаты к туловищу, кулачки сжаты (гипертонус), могут быть подергивания мышц. В этом возрасте малыш еще не держит головку самостоятельно, поэтому необходимо ее поддерживать. Зрение и слух у детей до месяца слабые: видят они только на расстоянии до 25 см, а на звуки не обращают внимания и не пугаются при громких звуках.

Примерно к месяцу кроха уже может следить глазами и поворачивать головку за яркими предметами. Первым цветом, который могут увидеть малыши, является красный. К концу первого месяца ребенок уже реагирует на звук.

Упражнение для развития малыша до месяца: перемещать игрушку красного цвета примерно в 30 см от личика ребенка в разных направлениях, греметь погремушкой справа и слева от малыша. Так ребенок научится следить глазами за предметами и поворачивать голову на звук.

В течение первого месяца у ребенка сохраняются врожденные рефлексы, которые в норме к четвертому месяцу должны исчезнуть:

  • сосательный рефлекс (ребенок сосет предметы, если они оказались у него во рту);
  • подошвенный (при проведении пальцем по стопе, малыш отдергивает ножку);
  • рефлекс плавания (при помещении малыша в воду в положении на животе ребенок осуществляет плавательные движения);
  • рефлекс хватания (при помещения предмета в ручку ребенка, он сжимает кулачок);
  • рефлекс поиска (при прикосновении пальцем к щеке малыш губами будет следовать за этим пальцем);
  • рефлекс шагания (если поставить ребенка на какую-либо поверхность, — при этом обязательно поддерживая, то он будет переставлять ножки, как бы шагая).

Упражнение для развития малыша: почаще выкладывать на живот, тогда ребенок будет стараться поднять голову, это упражнение тренирует мышцы шеи, плечевого пояса и пресса. Его следует повторять и в более старшем возрасте: так ребенок будет учиться сначала переворачиваться, а затем и ползать.

Что должен делать ребенок в 2 месяца

К тому моменту, как малышу исполняется два месяца, он уже меньше спит, теперь период его активного бодрствования может составлять почти час. Усовершенствуются слух и зрение: ребенок видит уже на расстоянии до 50 см. Уже около 15 минут кроха может проводить наедине с собой, например, рассматривая мобиль над кроваткой.

Навыки, которые осваивает малыш во второй месяц жизни:

  • поднимает голову и недолгое время удерживает;
  • пытается перевернуться с бока на спину;
  • изучает свои руки, — в основном, путем помещения их в рот;
  • появляется «комплекс оживления»: ребенок, услышав или увидев, например, маму, сначала замирает, а затем начинает улыбаться и активно двигаться;
  • узнает родителей: при их появлении начинает активно шевелиться;
  • начинает осознанно улыбаться;
  • гулит и прислушивается к собственной «речи».

Упражнение для развития малыша: следует как можно чаще общаться с младенцем, это развивает навык устной речи.

Что должен уметь делать ребенок в 3 месяца

В этом возрасте усовершенствуются полученные ранее навыки:

  • ребенок хорошо самостоятельно держит головку;
  • приподнимает плечевой пояс из положения на животе;
  • может брать предметы в руки, тянуться к предметам;
  • изучает свои руки, может интересоваться своими ножками, тянется к ним;
  • все попавшие в руки предметы отправляет в рот;
  • смеется;
  • может повторять мимику родителей;
  • длительно гулит.

Что умеет делать 4 месячный ребенок

В возрасте четырех месяцев малыши очень активны:

  • хорошо держат головку и лежа, и когда их держат на руках, поворачивают ее на звук, следят за интересующим предметом;
  • поднимаются, опираясь на локти, а затем и на ладони из положения лежа на животе;
  • обучаются сами переворачиваться и на спину, и на живот, некоторые дети перемещаются при помощи перекатывания;
  • учатся ползать;

ВАЖНО! В этом возрасте очень опасно оставлять малыша одного в неотграниченном пространстве, так как он может упасть. Лучше дать ребенку ползать на полу в манеже.

  • могут самостоятельно брать игрушки и играть ими;
  • узнают своих близких и отличают их от чужих;
  • не отпускают от себя маму;
  • интересуются своим отражением в зеркале;
  • выделяют любимые игрушки;
  • лепечут: говорят отдельные слоги.

Чем занимается ребенок в 5 месяцев

В течение пятого месяца жизни малыш совершенствует свои физические умения:

  • уверенно самостоятельно поворачивается на спину, на бок, на живот;
  • из положения на животе поднимается на выпрямленных руках;
  • подготавливается к сидению: лежа на боку, опирается на руку;
  • стоит, если поддерживать за подмышки;
  • хватает себя за ступни, дотягивает ножки до рта;
  • сам играет с различными предметами;
  • интересуется книжками с картинками и цветными журналами;
  • ярко выражает эмоции;
  • страдает при отсутствии внимания.

Упражнение для развития малыша: рассказывать, что нарисовано на картинке, читать ребенку, обучать простым словам. Так формируется речевой навык.

Навыки, осваиваемые малышом в течение первых пяти месяцев жизни можно свести в таблицу:

Месяц Умения
1 в положении лежа на животе Повороты головы в стороны
в положении лежа на спине Повороты головы в стороны, удерживание рук и ног прижатыми к туловищу
двигательный навык Могут быть отдельные мышечные подергивания, ручки сжаты в кулачки
зрение, слух К концу месяца ребенок реагирует на громкие звуки, видит на расстоянии 25 см
эмоциональная сфера Малыш выражает эмоции только плачем, когда доволен – молчит
2 в положении лежа на животе Пытается поднимать голову
в положении лежа на спине Повороты головы в стороны
двигательный навык Активно двигает ручками и ножками, пытается переворачиваться
зрение, слух, речь Видит на расстоянии 50 см, реагирует на звуки, гулит
эмоциональная сфера Появляется «комплекс оживления», ребенок узнает родителей, осознанно улыбается
3 в положении лежа на животе Держит голову, приподнимает плечевой пояс
в положении лежа на спине Поворачивает голову, рассматривает свои руки
двигательный навык Поворачивается набок, пытается повернуться на спину и живот
зрение, слух, речь Прислушивается к звукам, отвечает гулением
эмоциональная сфера Повторяет мимику родителей, смеется вслух
4 в положении лежа на животе Хорошо держит голову, поднимается на локтях
в положении лежа на спине Поворачивает голову, рассматривает свои руки
двигательный навык Переворачивается, пытается ползти
зрение, слух, речь Говорит отдельные слоги
эмоциональная сфера Есть любимые игрушки, не хочет надолго расставаться с мамой, узнает близких и себя в зеркале
5 в положении лежа на животе Хорошо держит голову, поднимается на локтях и на прямых руках
в положении лежа на спине Протягивает руки за игрушками
двигательный навык Переворачивается, может ползти
зрение, слух, речь Может обучиться простым словам
эмоциональная сфера Капризничает, если не уделяют внимание, улавливает эмоции близких, может сам выражать эмоции

Важно понимать, что однозначно нельзя сказать, когда именно малыш должен приобрести определенный навык. Для 95 % детей в норме приняты промежутки, в которые закрепляются определенные умения. Эти возрастные «окна» разработаны Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Вот эти промежутки:

Промежуток в месяцах Умения
3,8 – 9,2 Сидение при поддержке
4,8 – 11,4 Стояние при поддержке
5,2 – 13,5 Ползание
6,0 – 13,7 Хождение при поддержке
6,9 -16,9 Самостоятельное стояние
8,2 – 17,6 Самостоятельная ходьба

Несмотря на то, что выделены определенные навыки и умения, присущие детям определенного возраста, каждый младенец так же, как и взрослый человек, уникален и развивается в своем собственном темпе. Поэтому, хотя и нужно обращать внимание на развитие навыков своего малыша, но не следует паниковать, если у ребенка что-то еще не выходит. Все обязательно получится!

Добавить комментарий

*

*