Календарь развития ребенка по месяцам

Первый год жизни малыша – один из самых важных периодов. Календарь развития ребенка по месяцам поможет молодым родителям узнать, в каком возрасте у крохи появятся новые умения, навыки и какие занятия будут ему интересны.

«От одного до трех» или «четвертый триместр беременности»

Считается, что в этот период необходимо «доносить» кроху, помогая ему приспособиться к новым условиям жизни. Мамин запах и нежные прикосновения, дарят крохе ощущение защищенности, комфорта, и уюта.

Первый месяц

К концу первого месяца новорожденный спит до двадцати часов в сутки, прерываясь на кормление и бодрствование. Движения крохи ручками и ножками еще хаотичны: находясь в бодром состоянии, он постоянно шевелит ими. Появляется первая неосознанная улыбка. На голод или дискомфорт малыш реагирует громким плачем.

В этом возрасте у малыша уже есть достижения:

— узнает по голосу маму;

— поворачивает головку за яркой погремушкой, а услышав ее звук – сосредоточенно замирает;

— лежа на животике, пытается поднимать голову;

— вздрагивает или учащенно моргает, услышав громкий звук.

Второй месяц

В этом возрасте движения крохи уже не такие резкие, как раньше. Лежа на спинке, кроха начинает тянуть в ротик все, что ему интересно. У него уже есть «любимые» предметы, к которым он пытается дотронуться. Увидев знакомые лица и услышав ласковую интонацию, кроха начинает улыбаться и шевелить ручками и ножками («комплекс оживления»). Реакцией на незнакомый или неприятный звук может стать громкий плач. Малыш уже умеет:

— поворачивать головку в направлении звука и прислушиваться;

— хорошо поднимать и удерживать головку, лежа на животике;

— издавать «поющие звуки».

Третий месяц

Трехмесячный малыш становиться все более общительным: любит, когда с ним разговаривают, играют, улыбается в ответ на любое внимание, повторяет мимику взрослых. Ручки уже не зажаты в кулачки, а пальчики выступают отличной «игрушкой», которую он с удовольствием тянет в ротик, или ощупывает ими свое личико. Кроха научился:

— хорошо удерживать головку лежа на животике, поворачивать ее в сторону звука, приподниматься на локтях;

— «отвечать» в ответ на речь «гулением»;

«От четырех до шести»: время новых ощущений

Кроха сейчас – это маленький исследователь, «открывший» для себя собственные руки и их возможность брать, хватать и доставлять интересующий предмет к ротику, чтобы попробовать «новинку» на вкус.

Четвертый месяц

При виде мамы, кроха «оживляется» и радуется, любит, когда с ним общаются, воспринимает других людей уже отдельно от себя. Он, пытается переворачиваться со спинки на животик и обратно. Слыша окружающие его звуки, старается повторить их.

Новые «умелки» малыша:

— уверенно держит головку в вертикальном положении;

— лежа на спинке, приподнимает голову, рассматривая свои ножки, высоко поднимает их, пробует дотянуться до пальчиков, щупает коленки;

— лежа на животике, хорошо поднимает головку и плечики;

— хорошо берет ручками предметы (погремушки), прочно удерживает их, ощупывает, рассматривает и тянет в ротик.

Пятый месяц

Малыш становится все более активным. Он уже знает, где «свои», а где «чужие», и может расплакаться при виде последних. Кроха умеет громко смеяться, пищать, произносить гласные и некоторое согласные звуки, повторять за взрослыми «ладушки» и «сороку-ворону». Ему уже интересно слушать коротенькие стишки, песенки и потешки. В этом возрасте чаще всего появляются первые зубки. Малыш уже умеет:

— свободно переворачиваться со спинки на бок, а потом на животик и обратно,

— лежа на животике, подниматься на ручках, полностью их выпрямляя;

— крепко держать в руках предметы, трясти их, перекладывать из одной руки в другую;

— при поддержке под руки, делать шаги.

Шестой месяц

Главным событием этого периода является введение первого прикорма (кроха уже может брать пищу губками с ложечки). Он стремиться обратить на себя внимание взрослых, реагирует на свое имя, начинает «лепетать». С посторонними ведет себя настороженно. Его все больше интересуют движущиеся объекты, одной игрушкой он уже может играть около трех минут и заплачет, если ее кто-то заберет. Потеряв предмет, малыш будет искать его, оглядываясь по сторонам.

Новые достижения:

— самостоятельно садится;

— старается ползти;

— при поддержке за руки уверенно стоит на твердой поверхности;

— берет предметы из любого положения и играет с ними.

«От семи до девяти»: смотрим на мир по-новому

С семи месяцев ребенок большую часть времени проводит в вертикальном положении. Он уже научился сидеть, стоять при поддержке, любит, когда его носят на руках. Теперь он может наблюдать за всем, что происходит вокруг него. В этот период очень важно общаться с ребенком как можно больше: озвучивать все свои действия, эмоции, объяснять, что происходит вокруг. Если на дворе лето, желательно много времени проводить с крохой на улице, демонстрируя ему красоту природы. Нужно говорить правильно, меняя интонации, но не искажая слов, поскольку кроха уже сейчас формирует свой пассивный словарный запас.

Седьмой месяц

Малыш жадно исследует окружающий мир: он уже понимает свойства предметов, стремиться извлечь из них звуки, радуется, если ему удается достичь желаемого. У крохи появляются свои вкусовые предпочтения.

Малыш уже умеет:

— вставать, держась за опору;

— ползать на животе;

— глазками находить предметы, о которых говорят, показывать пальчиком свой носик, ротик, глазки и т.д.;

— произносить все больше разных звуков.

Восьмой и девятый месяцы

Малыш теперь может самостоятельно передвигаться: ползать, топать, держась за опору. Он с удовольствием играет несколькими предметами: собирает пирамидку, складывает кубики. Его движения более скоординированы. Он выполняет простые просьбы: «дай», «принеси», «покажи», понимает слова «нет» и «нельзя». Помногу лепечет, повторяя слоги, обозначающие определенные слова.

«От десяти до двенадцати»: исследуем новые горизонты

В этот период ребенок, передвигаясь самостоятельно, исследует мир: его привлекают мелкие детальки от конструктора, ему интересно, что находится внутри у мишки или мячика. Кроха интересуется другими детками: наблюдает за ними, смеется, старается копировать их действия.

У малыша появляются «любимые дела». Одни дети любят крушить все вокруг, быстро передвигаясь в пространстве, другие долго рассматривают книжки или собирают конструктор, кто-то с удовольствием рисует пальчиковыми красками, а кто-то, едва услышав музыку, «пускается в пляс». Кроха умеет показывать «до свидания», говорить «мама», «папа». Он пытается подражать голосам животных, повторять жесты, может выполнить сразу несколько простых просьб. Если держать ребенка за руку, он делает уверенные шажки, или же топает самостоятельно, хоть и не совсем уверенно.

Следует помнить, что календарь развития ребенка по месяцам – это лишь примерная информация о том, что ребенок умеет в том или оном возрасте. Каждый ребенок — уникален, и даже если уровень его развития «не соответствует» возрасту, не стоит паниковать.

Кризисы развития ребенка

Родителям важно знать еще и о том, что существует календарь кризисов развития ребенка. На первом году жизни крохи их три:

— кризис новорожденного, когда ребенок только появляется на свет и ему предстоит «перестроиться» из комфортной внутриутробной жизни на новою, полную неизвестности (заканчивается в момент появления у крохи «комплекса оживления»);

— кризис младенчества, который предшествует возникновению у крохи любого нового навыка и заканчивается, когда крохе исполняется годик.

— кризис одного года, когда малыш уже хочет быть самостоятельным, но у него еще не все получается и это его очень расстраивает.

Проявления кризиса — капризность, беспокойство и плаксивость. Итог любого кризиса – новая ступень развития. Поэтому родителям стоит запастись терпением и помнить о том, что лучше криков и угроз действует собственный пример поведения, переключение внимания и предоставление «свободы выбора».

Чаще обнимайте своего кроху, и пусть он будут уверен в том, что вы всегда рядом и придете на помощь в нужный момент.

Добавить комментарий

*

*