Раннее развитие — что это и с чем его едят
Ранний возраст — период от года до трех лет. Период один из важнейших в жизни ребенка и является основополагающим для его развития в целом. В это время происходит активное формирования психических структур, речи, органов чувств, функций скелетных мышц. Ребенок учится ползать, ходить, говорить, слушать. Чтобы процесс шел успешно по всем параметрам, специалистами разработаны специальные методики раннего развития детей, в которых особое внимание уделяется формированию актуальных для малыша жизненных функций.
Развитие детей раннего возраста включает:
- Сенсорное развитие.
- Развитие речи.
- Физическое развитие.
Поговорим о каждом из них подробнее.
Сенсорное развитие предполагает формирование у детей представлений об окружающем мире с помощью органов чувств — слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния. Сенсорное развитие закладывает фундамент для развития операций мышления — восприятия, обобщения, анализа, синтеза. Развитие восприятия и сенсорики также напрямую связано с развитием речи, потому как осуществляется через предметную деятельность, а предпосылки речи у детей возникают в процессе взаимодействия с предметами. В норме процесс сенсорного развития должен завершиться к третьему году жизни. Поэтому так важно создавать в окружении ребенка благоприятную среду для формирования зрительного, слухового и тактильного восприятия в период от года до трех.
Физическое развитие малышей заключается в успешном формировании ряда физических качеств, в первую очередь — координации движения и равновесия. Это напрямую связано с умением ползать и ходить. При овладении этими навыками укрепляются скелетные мышцы малыша, развиваются его волевые качества. Кроме того, физическое развитие включает заботу о здоровье ребенка. Правильное питание, соблюдение режима дня, и гигиенических процедур гарантирует своевременное и гармоническое развитие всех групп мышц, слаженную работу внутренних органов и систем.
Развитие речи — то, о чем стоит упомянуть отдельно. Самый благоприятный период для развития речи ребенка — от трех до пяти лет. В это время наиболее активны речевые центры мозга человека, что способствует развитию восприятия и понимания речи, усвоения новых слов и грамматических структур родного языка. Если это время будет упущено, речь просто-напросто не сформируется. Ребенок не будет понимать чужую речь, не научится воспроизводить звуки, у него не сформируется активный словарный запас.
Хорошим примером служит развитие так называемых «детей-маугли», выросших вдали от социума. Если на момент, когда их находили, они были старше семи лет, удавалось научить их говорить с большим трудом, и то при условии, что в раннем возрасте они какое-то время провели среди взрослых. А если они были старше десяти — вообще не удавалось.
Не менее важен для развития речи и ранний возраст. Появление зачатков речи — признак перехода от периода младенчества к раннему возрасту. Как уже было сказано, своеобразными мотиваторами для появления речи у детей являются предметы. Ребенок взаимодействует с ними — видит свою одежду, кроватку, слышит шум погремушек, играет с игрушками — и это побуждает его называть эти вещи, озвучивать другим, что он делает.
Сначала в речи детей раннего возраста преобладает гуление и лепет, затем появляются односложные слова, короткие предложения. На протяжении третьего года жизни растет словарный запас, ребенок осваивает грамматический строй языка, формируется активная речь. Наряду с этим у детей развивается речевое внимание — они учатся слушать и понимать смысл услышанного. После двух лет ребенок способен понимать и выполнять наши просьбы. Звукоподражательный аспект имеет место до полутора лет, а потому учтите, что у детей очень высоки способности перенимать и копировать, и очень важно, чтобы ваша речь была красивой и правильной.
Основные функции речи в норме должны быть сформированы к окончанию раннего возраста и вступлению в дошкольный — то есть, к трем-четырем годам. В это время дети уже способны воспринимать короткие рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию и пересказывать их.
Наиболее известные методики раннего развития
Рассмотрим проверенные и эффективные методики развития детей от года до трех, которые разрабатывались педагогами и психологами с учетом потребностей малыша:
Методика Марии Монтессори. Система, созданная итальянским педагогом в девятнадцатом веке, направлена прежде всего на на развитие сенсорики на основе тактильного и зрительного восприятия формы, цвета и размера предметов. Всем известные пирамидки, игры с колечками — это школа Монтессори. Автор утверждала, что природа ведет ребенка по ступеням развития, надо только его немного направить — поэтому достаточно рассыпать перед ним колечки и кубики, продемонстрировав способ действия с ними. Методика активно используется и по сей день. Ее применяют в ясельных и младших группах дошкольных учреждений и в специальных Монтессори-центрах, где проводятся совместные занятия для детей и родителей.
Система семьи Никитиных. Обычная семья из России делится опытом воспитания собственных детей в многочисленных работах. Все их идеи преподнесены под лозунгом «Дай мне сделать самому, и я пойму». Никитины пестуют интуитивное развитие, формирование у ребенка с малых лет чувства самостоятельности и автономии. Методика предполагает всестороннее развитие — и физическое, и речевое, и умственное. Многие постулаты из книг Никитиных подвергаются критике, местами вполне обоснованно. Например, такое жесткое закаливание, которое предлагают авторы, не всегда необходимо и не всегда окажется полезным, даже наоборот. Но интеллектуальные развивающие игры и упражнения вполне универсальны, и их можно применять с детишками от двух до пяти лет. Развивающие пособия Никитиных, такие как «Уникуб», «Сложи узор», можно купить в любом детском магазине.
Кубики Зайцева. Если говорить, про современные методики раннего развития детей, технология Зайцева — легкие способ научить читать любого ребенка. Методика подходит для всех, в том числе для детишек с особенностями: при аутизме, ЗАП, общем недоразвитии речи, проблемах слуха. Стимульный материал — просто кубиками со слогами. Сначала дети просто складывают их, а со временем начинают распознавать буквы и слова. Обучение может быть целенаправленным или интуитивным — сработает в обоих случаях, так же устроен наш мозг. Для разнообразия можно проводить игры под музыку, а начинать можно прямо с двух лет.
Блоки Дьенеша. Так называется методика обучения математике венгерского педагога Золтана Дьенеша. Ученый известен благодаря созданию теории о шести стадиях изучения математики. Цель обучения по методике Дьенеша — развитие внимание, памяти, воображения, логического мышления. Для занятия ученым были разработаны 48 логических блоков разного размера. Они представляют собой основные геометрические фигуры красного, желтого и синего цветов. Обучение производится в игровой форме: ребенок получает задания совершить комбинацию действий, например:
- Положить предметы одного цвета в обруч соответствующего оттенка.
- Разложить отдельно круглые и квадратные, большие и маленькие детали.
- Совместить фигуры, чтобы получить другие фигуры или композиции (квадрат, треугольник, домик, машинку).
Методика применяется по большей части на занятиях по развитию элементарных математических представлений в дошкольных учреждениях, на общеразвивающих занятиях в детских центрах. Вполне можно предлагать блоки Дьенеша детям и дома для игры в свободное время. Обучение должно происходить в игре, а не по принуждению. Если ребенок ошибся, важно дать ему образец выполнения задания.
Работаем над речью
По идее, развитие речи детей происходит непрерывно во время игр, занятий, самостоятельной деятельности. Поэтому методика развития речи детей проникает во все сферы их жизни. В детских садах педагог любую свободную минуту в группе и на прогулке должен уделять формированию речевых навыков. Главное требование к семьям, в которых есть дети: ваша речь должна быть четкой, естественной, правильной и красивой. Если же мы говорим о целенаправленных занятиях с детишками от года до трех, это прежде всего игры, которые нацелены на:
- Развитие звукоподражательной стороны речи. В игровой форме просим детей повторить отдельные звуки, слоги, слова: как воет ветер? (ууу), как плачет малыш? (уа), как кричат гуси? (га-га-га), как поет лошадка? (и-го-го). чтобы малышу было интереснее, можно и нужно использовать в таких играх игрушки и картинки. Первое время обязательно нужно давать образец нужного звука. Не стесняйтесь гудеть и «мамкать» вместе с ребенком — так у него будет больше шансов научиться произносить звуки правильно.
- Развитие речевого дыхания. Для реализации этой цели можно использовать игры с султанчиками, вертушками. Очень увлекательны для малышей игры с предметами вроде «Задуй свечу», «Ветер дует — облака плывут» (вариант: корабли плывут; для игры у вас должна быть заготовка с бумажными облаками или корабликами на ниточках). Важно подбирать посильные задания: понимаем, что ребенок раннего возраста вряд ли сумеет надуть воздушный шарик.
- Развитие внимания и слухового восприятия. Сюда относятся такие игры как «Что звучит», «Где звенит», когда ребенок должен с завязанными глазами узнать, какой инструмент играет, откуда доносится звук. Если малыш пока не может выговорить слова «погремушка» или «барабан», он может просто показывать их, но взрослый обязательно должен проговаривать эти названия вслух.Из этой же оперы игры «Громче-тише», «Кто говорит». Они подходят как для групповых занятий, так и для всей семьи: просим ребенка отвернуться, а кого-то другого — позвать его за спиной сначала обычным голосом, потом тих. Малыш должен узнать, кто его зовет.
- Развитие понимания речи. Для этого можно давать задания типа: принеси игрушку, повтори, что скажу (это может быть и слово, и действие), покажи, где лежит.
Укрепляем физическое состояние
Для растущего организма важное значение имеет режим дня, правильное питание, дневной сон, закаливание и обеспечение должного уровня физической активности. Последнее может быть достигнуто разными способами:
- Сухой бассейн. Дети от него просто в восторге!
- Пальчиковая гимнастика. Стимуляция точек, расположенных на кончиках пальцев, также положительно влияет и на развитие речи.
- Подвижные игры и игры малой подвижности.
Существует масса подвижных игр для малышей от года до трех. Главным образом они нацелены на развитие навыков ползанья и ходьбы. Это такие игры как «Прокати мяч», «Догони меня» и т.п., где детям предлагается выполнить соответствующие действия. Картотеки игр в изобилии представлены в литературе и на просторах сети.
Помните! во время занятия с ребенком до четырех лет мы не даем оценки его деятельности! В этом возрасте не стоит цели оценить знания и умения, потому как их еще не существует, и наша главная цель — сформировать их. Не обращайте внимания на ошибки малыша, исправляйте их на своем примере и позвольте ему учиться на них!